Интеллектуальные игры залог успешных когнитивных функций

Специалисты Отдела когнитивных нарушений Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА России ответили на вопросы о том, как влияют интеллектуальные и азартные игры на когнитивные способности человека, профилактике умственных расстройств, а также как сохранить умственные способности в преклонном возрасте.

1.Как интеллектуальные игры влияют на сохранение когнитивных способностей человека?

Умственное долголетие – это один из важных показателей, который влияет на качество жизни человека и позволяет сохранять профессиональную, бытовую и социальную активность в повседневной жизни. С возрастом отмечается постепенное снижение когнитивных функций, которое связано с нормальными процессами, протекающими в головном мозге, в то же время снижение когнитивных функций может быть обусловлено наличием заболеваний (цереброваскулярной патологией, болезнью Альцгеймера, болезнью Паркинсона и др.). В связи с этим особую актуальность приобретает профилактика когнитивных нарушений.

Существуют разнообразные средства активации когнитивных функций, одним из таких средств является игра. Если рассматривать структуру игры как деятельность, то в нее входят планирование, реализация цели, а также анализ результатов.

Ряд исследований показал, что участие в интеллектуальных играх, таких как шахматы, шашки, викторины «Что? Где? Когда?» положительно влияет на сохранение когнитивных способностей человека. Скорее всего, это связано с таким понятием как «когнитивный резерв». Данное понятие подразумевает способность головного мозга справляться с возрастными изменениями или с последствиями его повреждения, а также способность к компенсации нарушенных функций и уменьшению выраженности клинических проявлений когнитивных расстройств за счет вовлечения в работу альтернативных, не привычно используемых, стратегий реализации познавательной деятельности.

Результаты многих исследований последних лет показали, что лица с высоким когнитивным резервом имеют более низкий риск развития деменции и у них дольше поддерживается «нормальное» функционирование головного мозга даже при наличии патологии.

В соответствии с концепцией «когнитивного резерва» вероятность развития деменции определяют врожденные структурные и функциональные особенности головного мозга, а также уровень образования и интеллектуальных нагрузок в течение жизни, характер трудовой деятельности и стиль проведения досуга. Доказано, что увеличение социальных контактов и стимулирование умственной активности, включая участие в интеллектуальных играх, положительно влияет на сохранение когнитивных функций и может приводить к повышению когнитивного резерва. Например, шахматная игра способствует развитию навыков стратегического мышления, памяти, (особенно рабочая и семантическая память), внимания, управляющих функций (планирование и контроль познавательной деятельности, способность переключаться с одной задачи на другую). Также участие в интеллектуальных играх повышает уровень мотивации к деятельности, улучшает настроение и положительно влияет на социализацию в обществе, что играет важную роль и для когнитивных способностей. Поэтому познавательная активность с участием в различных интеллектуальных играх может рассматриваться как когнитивный тренинг, способствующий формированию более высокого когнитивного резерва, а, следовательно, приводить к увеличению адаптации к возрастным и патологическим изменениям в головном мозге.

2.Есть ли статистика о том, какие виды умственных занятий сохраняют умственное долголетие, развивают память, способствуют улучшению мыслительного процесса?

Проведение статистического анализа относительно того, какие виды умственных занятий в большей или в меньшей степени сохраняют умственное долголетие затруднено, так как необходимо учитывать не только разновидность интеллектуальных занятий, но и множество факторов, связанных с конкретным индивидом: социально-демографические характеристики, клинические особенности при наличии заболеваний, психоэмоциональный статус, состояние когнитивных функций до и после умственных занятий. К тому же период оценки состояния когнитивных функций в данном случае должен быть достаточно длительным. Также должен осуществляться дифференцированный подход относительно того, чем обусловлено снижение когнитивных функций – возрастными изменениями или заболеваниями головного мозга.

3.Ведутся ли научные разработки на эту тему?

Данные о положительном влиянии интеллектуальных игр на когнитивные функции подтверждают проведенные исследования. Так, в 2003 году в журнале New England было опубликовано исследование, по данным которого у лиц старше 75 лет, занимающихся досуговой деятельностью включая шахматы, наблюдалось снижение риска развития деменции на 35%, по сравнению с лицами, не играющими в интеллектуальные игры. При этом участие в интеллектуальных играх может отсрочить начало клинических проявлений болезни Альцгеймера на 1,5 года.  Французское исследование также продемонстрировало снижение риска развития деменции на 15% у лиц в возрасте 65 лет и старше, регулярно участвовавших в интеллектуальных играх. Результаты крупного литературного обзора, посвященного данной проблеме и опубликованного в 2019 году, также подтвердили, что участие в интеллектуальных играх, в том числе в шахматах, может быть защитным фактором и снижать риск развития деменции и болезни Альцгеймера в будущем.

Интересными являются результаты исследований, которые проводятся с включением инструментальных методов диагностики. Так, по результатам проведения функциональной магнитно-резонансной томографии, которая позволяет оценить активность зон головного мозга при выполнении различных заданий, у лиц, участвующих в интеллектуальных играх, была отмечена активация различных областей головного мозга. Более того оказалось, что разные игры могут в большей степени вовлекать разные полушария головного мозга.

4.Как влияют на развитие мозга карточные игры?

Если говорить о карточных играх, то эта игра относится к азартным играм и находится на одной из лидирующих позиций среди нехимических аддиктивных расстройств. Нужно подчеркнуть, что данная патология единственная внесена в классификацию МКБ-10.

Согласно исследованиям, распространенность патологической зависимости от карточных игр в популяции составляет до 5,3% среди населения развитых стран мира, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 6% россиян патологически увлекаются азартными играми. Большое значение имеет психика человека, склонен ли данный человек к зависимости. Если рассматривать карточную игру, как одну из форм стратегических игр, в которых развиваются такие функции как внимание, память, скорость принятий решений, планирование, пространственное мышление, то предпочтение необходимо отдавать шахматам, шашкам и другим играм, которые не вызывают патологических зависимостей у человека.